Прекращение исполнительных производств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение исполнительных производств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.

С чего начинается исполнительное производство?

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства.

Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.

Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.

Особенно привлекательно для должника. Ведь пока устраняются препятствия можно не исполнять решения суда законно. Берите на заметку уважаемые читатели!

Пристав окончил исполнительное производство фактическим исполнением

Полный перечень оснований содержится в статье 47 Закона. Ниже я сделал полную выписку из статьи, для Вашего удобства. Вот собственно сами основания:

  • Исполнительное производство может быть окончено фактическим исполнением. Это значит, что долг взыскан полностью или требования неимущественного характера должником исполнены. Это касается и солидарного взыскания (когда один долг взыскивается с нескольких человек). Фактически закон допускает расчеты напрямую между должником и взыскателем без необходимости уплаты через кассу приставов. Однако для окончания приставу понадобится письменные сведения об исполнении требований (доказательства получения денежных средств).
  • В некоторых случаях судебный орган самостоятельно отзывает исполнительный документ (например, в случае его отмены) исполнительное производство подлежит окончанию. В законодательстве закреплено право отменять судебные приказы и ответчики активно этим правом пользуются.
  • Если должник — юридическое лицо ликвидировано и существует запись в ЕГРЮЛ, такое событие влечет окончание исполнительного производства.

Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание

В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.

Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).

Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.

То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).

Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.

При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.

В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.

Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.

Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.

Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.

В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.

Читайте также:  УСН в 2023 году: обзор основных изменений

Ликвидация или банкротство должника

Исполнительное производство подлежит окончанию в том числе и при ликвидации предприятия, и при официальном банкротстве физического лица. Если речь не идёт об упомянутой упрощённой процедуре, последнее происходит в судебном порядке с участием финансового управляющего. Судебное банкротство физического лица является сложной многоступенчатой процедурой, которую лучше осуществлять при надёжной поддержке опытных юристов.

Для осуществления банкротства физическое лицо должно быть гражданином РФ, его задолженность должна составлять полмиллиона рублей или больше, а просрочка по платежам — три месяца или больше. Причиной тяжёлой финансовой ситуации, когда требования должников уже невозможно исполнить либо исполнение требований одних кредиторов приведёт к ущемлению прав других, должны быть объективные обстоятельства. Легкомысленные действия или намеренный обман исключены. В первом случае суд может отказать в банкротстве, во втором — может последовать административное или уголовное наказание.

Для инициации судебной процедуры необходимо проанализировать своё финансовое положение, составить список кредиторов, собрать документацию, включающую личные и финансовые документы, грамотно написать заявление о признании гражданина банкротом. В суде нужно будет подтвердить свою добросовестность.

Суд в рамках процесса о банкротстве физического лица может назначить одну из двух процедур: реструктуризацию долга или реализацию имущества. Первая предназначена для закрытия задолженности на более мягких условиях. В качестве альтернативы реструктуризации можно назвать заключение мирового соглашение, которое преследует те же цели. Вторая процедура заключается в подготовке имущества должника для реализации на торгах, проведении самих торгов, закрытии части долга за счёт денежных средств, полученных в результате распродажи и, наконец, в списании долга. Иными словами, при успешном проведении банкротства должник теряет имущество (за некоторым исключением — например, единственное жильё, не находящееся в ипотеке, отнять нельзя), но долги ему прощаются.

Таким образом, в отличие от банкротства юридического лица, которое завершается тем, что оно ликвидируется — прекращает своё существование, банкротство физического лица означает новую жизнь без финансовых обязательств.

Основания для прекращения исполнительного производства

В Гражданско-правовом кодексе Российской Федерации все причины, по которым могут быть прекращены исполпроизводства, разделены на несколько категорий.

В первую входят основания, при которых Сторона ответчика выбыла и не может быть заменена. Например, этот параграф закона применяется, если должник скоропостижно скончался. Чаще всего, долг, а соответственно, и исполнительное производство, переходят наследнику согласно правопреемству. Однако бывают ситуации, когда это невозможно: наследников нет или обязанности не могут быть реализованы приставами. В этом случае, дело полностью закрывается по решению суда.

Кроме того, исполпроизводство может прекратить сам пристав, если одна из сторон исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.

Вторая категория причин для прекращения работы приставов – это истечение срока действия документов. В этом случае, специалисты прекращают исполнительное производство, если сам лист уже недействителен или был отменен в суде, так же, как и судебный акт, на основании которого возбуждено взыскание долгов с гражданина.

Сюда же относятся следующие причины:

  • Суд прекратил действие исполнительного листа.
  • Суд прекратил взыскания по делу об административном правонарушении.

Прекращение или окончание исполнительного производства — разница

После прекращение исполнительного производства судебным приставом исполнительный документ остается в материалах дела и не может быть повторно предъявлен к исполнению. При окончании эту бумагу возвращают взыскателю.

Прекращение исполнительного производства судом или приставом означает, что по данному исполнительному листу производство больше не будет возбуждено. При этом окончание процедуры не препятствует повторной подаче документа к исполнению.

Пример

Если в процессе работы пристав понимает, что у должника нет имущества и официального заработка, он выносит постановление об окончании исполнительного производства за невозможностью взыскания. Документы возвращают взыскателю. Он может подать их вновь.

Если исполнительное производство прекращено, возобновить его не получится.

Заявление о прекращении исполнительного производства должно быть передано приставу в течение одного рабочего дня. У него же 3 дня на рассмотрение заявления. Затем пристав выносит постановление о прекращении исполнительного производства или об отказе в удовлетворении требований. Бумагу утверждает старший судебный пристав.

Пристав примет решение в течение 3 дней.

В суде заявление рассматривается в 10-дневный срок. Он либо удовлетворит вашу просьбу, либо вынесет отказ. Исход дела зависит от того, какие причины приведены в заявлении, насколько грамотно они обоснованы, приложены ли подтверждающие документы.

Суд рассматривает заявление о прекращении исполнительного производства 10 дней.

Образец заявления судебному приставу о прекращении исполнительного производства

В Кировский районный отдел ФССП России

по городу Екатеринбургу Свердловской области

Вызскатель:

Б.

Должники:

Ходатайство

о прекращении исполнительного производства

В Вашем производстве находится исполнительные производства по исполнению решения Кировского районного суда по делу № по иску Б. к П. о выселении.

В силу пункта 4 части 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Вопросы уплаты госпошлины

Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.

При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.

Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.

Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.

Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.

В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.

Какие последствия остановки исполнительного производства?

В постановлении об остановке исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.

Читайте также:  Нерестовый запрет в Краснодарском крае в 2023 году

Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются взыскателю, должнику, в суд, а также в организации, исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

Прекращение исполнительного производства: основания и правовые последствия

Прекращение исполнительного производства — это форма завершения исполнительного производства, исключающая повторное предъявление исполнительного документа к исполнению, обусловленная возникновением обстоятельств неустранимого характера, препятствующих дальнейшему принудительному исполнению.

От окончания исполнительного производства прекращение отличается основаниями, субъектами, компетентными решать вопрос о прекращении, а также процессуальным порядком и процессуальными последствиями.

Основания для прекращения исполнительного производства закреплены в ч. 1 и ч. 2 ст. 43, а также в ч. 14 ст. 103 ФЗИП. Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит, он может быть расширен только федеральным законом. Основания для прекращения исполнительного производства связаны с наличием обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего принудительного исполнения. В большинстве своем это обстоятельства объективного характера, не считая нескольких оснований, связанных с поведением сторон исполнительного производства, прежде всего взыскателя. Как правило, обстоятельства, обусловливающие прекращение исполнительного производства, носят неустранимый характер.

Однако в отдельных случаях обстоятельства, послужившие основанием для прекращения, могут измениться (например, при отмене определения об утверждении мирового соглашения судом вышестоящей инстанции или в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, и отмены соответствующего решения судом, его вынесшим).

Отзыв исполнительного листа по заявлению взыскателя в 2021 году

Когда нет возможности взыскать долги по кредиту, коммунальным платежам, алиментам добровольно, дело направляется в суд, где рассматриваются аргументы и взыскателя, и должника. Судом выносится решение о принудительном взыскании, составляется исполнительный лист, который взыскателем направляется в федеральную службу судебных приставов.

Дальше работники этой службы проводят работу с должником, находят способы сбора средств на возврат долга. Может проводится арест банковских счетов или арест и продажа имущества.

Постановление судьи для предоставления пристава-исполнителя и начало судебного производства является началом процесс по взысканию долга. Но ситуации бывают разные, по некоторым причинам может возникнуть необходимость в отзыве исполнительного листа о взыскании алиментов или кредита.

Возможно ли провести отзыв исполнительного листа по заявлению взыскателя, как осуществляется процедура, какими могут быть последствия отзыва, данного решения для должника и взыскателя? Информация будет полезна обеим сторонам конфликта.

Заявление в суд о прекращении исполнительного производства

С заявлением в суд для прекращения исполнительного производства обращаются в случае:

  • гибели должника или взыскателя. В случаях с физическими лицами, необходимо документальные доказательства смерти или признания лица безвестно пропавшим. Это актуально при наличии условия, что у взыскателя или должника нет правопреемников, иначе будет вынесено решение о продолжении исполнительного производства
  • когда исполнительный документ обязывает должника совершить частичные или полные выплаты в пользу взыскателя за счет выявления у должника дополнительного дохода, но возникают обстоятельства, из-за которых это невозможно сделать
  • если у самого взыскателя появляется причина отказа принятия от должника определенного имущества при условии, что исполнительный документ предусматривает требование о передачи взыскателю данного имущества.
  • иных случаях, которые предусмотрены законом.

Основания для окончания исполнительного производства

Основания для окончания исполнительного производства указаны в ст.47 Закона «Об исполнительном производстве» . Итак, окончание исполнительного производства возможно при наличии следующих условий:

1) Фактическое исполнение требований, которые содержатся в исполнительном документе. Пристав-исполнитель, в процессе принятия решения о завершении исполнительного производства, устанавливает факт, что требования, определенные в исполнительном документе выполнены: сумма, которая подлежит взысканию, должником полностью выплачена и этот факт подтвержден документально, то есть судебному приставу-исполнителю предъявлена квитанция об оплате. При этом копию квитанции в обязательном порядке приобщают к дополнительным материалам исполнительного производства.

2) Исполнение требования о солидарном взыскании, которое содержится в исполнительном документе. Окончание исполнительного сводного производства происходит в случае полного погашения долга по исполнительному документу. Суммы, которые были взысканы с каждого должника не имеют значения, так как полное исполнение одним из должников солидарного взыскания освобождает остальных должников от аналогичных обязанностей. Должник, целиком оплативший долг, вправе требовать с других должников возмещения ущерба в регрессном порядке.

3) Возврат исполнительного документа по требованию суда или лиц, которые его выдали. На основании письменного требования должностных лиц, судебный пристав-исполнитель выносит решение о завершении исполнительного производства.

Действующее законодательство предусматривает возможность прекращения исполнительного производства как судом, так и судебным приставом-исполнителем.

4) Направление исполнительного документа в несколько подразделений судебных приставов. Исполнительное производство передается из одного подразделения органа службы судебных приставов в другое структурное подразделение в случаях, которые предусмотрены ст. 33 и 34 Закона «Об исполнительном производстве»

5) В случае ликвидации должника-организации и отправки в ликвидационную комиссию (ликвидатору) исполнительного документа. Аналогично при признании банкротом должника-организации и направление конкурсному управляющему исполнительного документа.

Если имеющейся суммы не хватает на покрытие долгов:

  1. Определяется очередность взыскания по исполнительному производству.
  2. Определяется частичная и полная сумма погашения.
  3. Происходит разделение поступившей от должника суммы пропорционально долговому объему каждого из кредиторов.

Нюансы списания при наличии акта о невозможности взыскания

Если у организации есть акт про невозможность взыскания задолженности, это дает ей право отразить в данных бухучета факт признания такой задолженности безнадежной. Бухгалтерский учет не предполагает отражение причин, по которым задолженность была признана безнадежной.

В нормативных актах не содержатся даты, на которые должна отражаться дебиторская задолженность, признанная безнадежной. В этом случае нужно руководствоваться нормами Налогового кодекса. В статье 129 суммы задолженности, которые признаны безнадежными к взысканию, признают внереализационными расходами на дату, когда составляются документы про невозможность взыскания.

То есть, когда формируется налоговая отчетность, суммы задолженности, которые списываются в связи с безнадежностью, понижают налоговую базу по налогу на прибыль в периоде, когда составлен акт про невозможность взыскания. При этом не корректируется налоговая база по налогу на добавленную стоимость.

На ту дату, когда оформлен акт, списание суммы задолженности происходит за счет резерва по долгам сомнительного происхождения, если такой резерв был сформирован, в противном случае — на счета учета финрезультатов

Прекращение исполнительного производства

Второй формой завершения исполнительного производства является его прекращение. Законом установлены основания прекращения исполнительного производства и его правовые последствия. Основания прекращения указанного производства таковы, что исполнительный документ невозможно исполнить ни сейчас, ни позже.

Прекращение исполнительного производства может быть произведено судом и судебным приставом-исполнителем.

Часть 1 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает основания прекращения исполнительного производства судом в следующих случаях:

  • 1) смерть взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства. Данное основание прекращения взаимосвязано с аналогичным основанием приостановления исполнительного производства в случае возможности правопреемства (и. 1 ч. 1 ст. 40 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Для прекращения исполнительного производства по рассматриваемому основанию требуется наличие совокупности фактов: 1) смерть взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим. Смерть гражданина подтверждается копией свидетельства о смерти. Два других правовых состояния (объявление гражданина умершим или признание его безвестно отсутствующим) должны быть подтверждены вступившим в законную силу судебным решением; 2) установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства. Это означает, что характер правоотношений не предполагает наличие правопреемника. К такого рода отношениям относятся личные неимущественные отношения. Не исключено, что до прекращения исполнительного производства производство по нему может быть приостановлено для определения правопреемника — например, до определения наследников умершего. При этом ввиду отсутствия наследников правопреемство не может быть произведено [1] ;
  • 2) утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий). По данного рода делам не предусмотрена возможность изменения способа исполнения, поэтому утрата возможности исполнения приводит к прекращению исполнительного производства;
  • 3) отказ взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование
  • 0 передаче вещи взыскателю. Данное положение следует толковать в совокупности со ст. 88 Закона «Об исполнительном производстве» — при присуждении взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель изымает его у должника и передает взыскателю по акту приема- передачи. Если взыскатель отказался от получения вещи, указанной в исполнительном документе, то судебный пристав составляет об этом акт, возвращает указанную вещь должнику и обращается в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении данной вещи;
  • 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Читайте также:  Дали деньги в долг без расписки. Как вернуть деньги?

Суд выносит определение о прекращении исполнительного производства, подлежащее немедленному исполнению.

Является ли основанием для прекращения исполнительного производства внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица (взыскателя или должника) в связи с ликвидацией?

Исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» согласно и. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства.

Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с и. 5.2 ст. 64 FK РФ (и. 39 постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства).

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в следующих случаях:

  • 1) принятие судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа. Например, это может быть отмена определения суда об обеспечении иска;
  • 2) принятие судом отказа взыскателя от взыскания. В силу действующего в исполнительном производстве принципа диспозитивности взыскатель вправе как предъявить исполнительный документ к исполнению, так и отказаться от взыскания. Однако такой отказ должен быть принят судом. Ни ЕПК РФ, ни АПК РФ не содержат специальных норм, регулирующих отказ от взыскания. Но поскольку отказ от взыскания по своему характеру является распорядительным действием, то могут применяться соответствующие нормы — ч. 2 ст. 39 ЕПК РФ, ч. 5 ст. 49 АПК РФ. В силу названных норм суд не принимает отказа от взыскания, если таким отказом нарушается закон или права других лиц;
  • 3) утверждение судом мирового соглашения между взыскателем и должником. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии гражданского и арбитражного процесса, в том числе в ходе исполнительного производства. Заключение мирового соглашения относится к распорядительным действиям сторон (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, ч. 5 ст. 49 АПК РФ). Суд не утверждает мировое соглашение, если оно нарушает закон или права других лиц;
  • 4) отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • 5) отмена или признание недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено производство;
  • 6) прекращение по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;
  • 7) если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.

Практически действия судебного пристава-исполнителя по прекращению исполнительного производства опосредованы вынесением судебного акта. Судебный пристав-исполнитель, рассмотрев обстоятельства, установив вступление в законную силу судебных актов, подтверждающих наличие перечисленных выше обстоятельств, выносит постановление о прекращении исполнительного производства или об отказе в прекращении.

В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. Данное последствие логично связано с сущностью прекращения исполнительного производства как завершения исполнительного производства без возможности его возобновления.

При этом если в процессе исполнения исполнительного документа полностью или частично не исполнены постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем, то одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом- исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Данное положение не распространяется на прекращение исполнительного производства по следующим основаниям:

  • 1) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (и. 4 ч. 2 ст. 43);
  • 2) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство (и. 5 ч. 2 ст. 43 «Об исполнительном производстве»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *