Как провести перераспределение земельных участков в соответствии с законом?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести перераспределение земельных участков в соответствии с законом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Порядок и этапы перераспределения

Перераспределение земельных участок осуществляется в установленном порядке и в сроки, указанные в действующих нормативных правовых актах. Процесс включает несколько этапов:

  • Владельцы перераспределяемых участков заключают взаимное соглашение о перераспределении земли. Не имеет значение, кому принадлежат землевладения: физическим лицам, государству или муниципалитету.
  • Каждый из владельцев собирает и передает в МФЦ или другой уполномоченный орган пакет документов вместе с заявлением.
  • Представители уполномоченного органа анализируют основания для перераспределения и выносят постановление.
  • Кадастровый инженер выполняет необходимые межевые работы, включая геосъемку и оформление межевого дела согласно общей кадастровой схеме.
  • Новообразованные участки ставятся на кадастровый учет в Росреестре. Каждый участок получается индивидуальный кадастровый номер, на него оформляется паспорт, а данные о площади вносятся в государственный кадастр объектов недвижимости.
  • На финальном этапе выполняется регистрация прав собственности на участки для каждого владельца.

Перераспределение земельных участков с государственной или муниципальной землей

Основания для процедуры указаны в статье 39.27 Земельного кодекса РФ. Перераспределению подлежат муниципальные земли и участки:

  • не предоставленные ранее в пользование частным лицам и не обремененные правами частных лиц за исключением сервитутов;
  • предоставленные в пользование одному лицу с его согласия на одном виде права.

Перераспределение земельных участков муниципальной собственности регулируется статьей 39.28 Земельного кодекса с учетом требований Федерального закона РФ № 171 от 23 июня 2014 года. Процедура возможна при выполнении требований:

  • Исходные земельные участки расположены в пределах застроенной территории, на которую подписан договор о развитии. Цель процедуры – приведении границ в соответствие с проектом межевания.
  • Границы участков приводятся в соответствие с проектной документацией для устранения ошибок – вклинивания и вкрапления смежных владений, изломанности границ, чересполосицы. Площадь новообразованного участка не должна превышать допустимые законодательством граничные лимиты.
  • Муниципальные земли и участки перераспределяются для выделения наделов под садоводство или огородничество, ведение дачного или личного подсобного хозяйства;
  • Участки изымаются для муниципальных нужд при строительстве линейных или иных капитальных объектов недвижимости.

Процедура требует обязательного заключения соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Документ должен содержать обязательства сторон по обеспечению образования земельных участков, включая следующие моменты:

  • распределение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию участков;
  • информацию о правах, возникающих на образуемые участки.

Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной собственности, не допускается, если:

  • Территории находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, отсутствует согласие указанного лица, данное в письменной форме.
  • Проектом межевания территории или схемой расположения участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек.
  • Границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
  • Имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка.

Случаи отказа в перераспределении земель

Администрация имеет право отказать в проведении рассматриваемой процедуры. В таком случае заявителю направляют мотивированный отказ, с объяснением причин принятия такого решения:

  • заявление не соответствует законодательно установленным требованиям;
  • к заявке приложены не все документы;
  • земли ограничены или изъяты из оборота;
  • на зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  • участок является предметом аукциона;
  • после перераспределения, надел гражданина или организации станет больше максимально допустимых размеров, принятых в субъекте;
  • границы зу, принадлежащего заявителю, предстоит уточнить;
  • схема расположения зу не соответствует установленным требованиям.
Читайте также:  Как зарегистрировать дачный дом в 2023 году

B каких случаях возможна процедура перераспределения земельных участков?

Необходимость формирования новых участков из нескольких уже существующих может возникнуть по самым разными причинам:

  • необходимость в исключении ломаных границ;
  • улучшение логистики;
  • невозможность провести или обслуживать коммуникации в текущих границах участков;
  • удаленность участков от дорог общего пользования;
  • неудачная для землепользования форма участка;
  • недостаточная площадь участка;
  • вмешательство федеральных программ;
  • перераспределение ЗУ в кооперативе;
  • выделение смежных границ и т.д.

Как правило, заинтересованный в перераспределении участков собственник предлагает второй стороне сделки денежное вознаграждение (компенсацию). Такой порядок является совершенно законным, но условие о доплате должно быть включено в соглашение, на основании которого осуществляется формирование новых участков.

Важно! До 2014 года допускалось изменять форму, границы и площадь участков только при условии, что все они имеют одинаковую форму собственности. В настоящий момент такое ограничение отсутствует. Заинтересованное лицо может (при соблюдении определенного порядка) присоединить к своему участку земли территориальных общин, муниципалитетов и государства и даже смежные земли, которые никому не принадлежат и фактически были «захвачены» будущим собственником.

Сейчас то же самое, для перерапсрделения необходимо, чтобы участко основной и тот который переаспроедется имели одинаковый вид разрешнного использования и находился в одной территориальной зоне.

В качестве документального основания для перераспределения участков земли могут выступать два документа:

  • соглашение владельцев наделов, если все они находятся в частной собственности;
  • административное решение органа власти (государственной или муниципальной).

Порядок перераспределения участков в собственности определяется прежде всего тем, в чьей собственности они находятся. Однако в любом случае процедура не может быть проведена без кадастровых работ и оформления документов в ЕГРН. При этом важно поручать землеустроительные работы опытному профессионалу, поскольку их цель – не только правильное определение границ будущих участков, но и оценка и обеспечение рациональности землепользования с учетом всех актуальных условий и характеристик земли.

Свои особенности имеет процесс перераспределения земель, которые были искусственно созданы человеком. Отдельные нормы земельного законодательства применяются также в случае образования так называемых многоконтурных участков.

Разновидности совершаемых перераспределений: классификация

Законодательством определяются следующие разновидности возможного изменения земельных границ, различаемые в зависимости от категории собственника:

  1. Перераспределение наделов, пребывающих в собственности граждан и юридических лиц (организаций). В этом случае изменение территориальных пределов земельных участков осуществляется путем заключения особого соглашения между заинтересованными землевладельцами. Государственные органы составляют разрешительную документацию.
  2. Перераспределение исключительно тех землевладений, которые пребывают в муниципальной собственности. Реализуется при передаче государственных земель между конкретными ведомствами.
  3. Изменение границ двух смежных наделов, один из которых пребывает в законной собственности частного лица, а другой – принадлежит государству.

Причины отказа в соглашении

Основания отказа в перераспределении надела с муниципальной землей, а также с находящейся в государственной и частной собственности, перечислены в ст. 39.29 ЗК РФ, в частности они, сводятся к следующему:

  • Участок относится к категории земель, в отношении которых запрещено перераспределение;
  • Наделы различаются по своему целевому назначению;
  • Земельные наделы не являются смежными;
  • Не получено письменного согласия, если участки обременены правами третьих лиц;
  • На земельном наделе, который будет образован в результате проведения перераспределения, будут находиться объекты недвижимости, относящиеся к государственной, муниципальной или собственности граждан;
  • В проект межевания входит земля, которая была изъята из гражданского оборота или ограничена в нем;
  • Земельные владения относятся к различным муниципальным образованиям;
  • Земля была ранее зарезервирована для государственных нужд или муниципальных;
  • Участок является предметом аукциона, о проведении которого было надлежащем образом извещено;
  • Если после проведения перераспределения новый участок будет превосходить максимально допустимую величину;
  • Необходимо уточнение границ надела, принадлежащего частному землевладельцу;
  • Схема надела не соответствует планировке территории, землеустроительным документам.

Имейте в виду! Полученный отказ о перераспределении земельной территории должен быть обоснованным, с указанием причины запрета проведения данной процедуры.

Таким образом, территорию можно перераспределить между соседями, для изменения кадастрового плана, если у них существуют разногласия по поводу границ смежных участков, а также законным способом увеличить владения за счет государственной или муниципальной земли. Существенным плюсом таких прирезок является их стоимость, представляющая небольшой процент от кадастровой цены земли.

Что делать после получения новой схемы участка

После того, как новая схема участка была получена и все необходимые сведения в кадастровые базы были внесены, происходит регистрация вновь возникшего права собственности. Она осуществляется в Росреестре по заявлению собственников измененных территорий. Для этого к заявлению необходимо будет приложить документы, подтверждающие факт изменения участков, в том числе, заключение кадастрового инженера, первичное соглашение о перераспределении, а также правоустанавливающие документы на ранее существовавшие участки.

Перераспределение земель отвечает цели создать максимально удобный для эксплуатации участок, нередко путем присоединения смежных территорий. Данная процедура подробно регламентирована в действующем законодательстве, что позволяет минимизировать риск отказа в ее осуществлении. Если же отказ был получен – достаточно ликвидировать повлекшие его нарушения, что позволит подать заявление об осуществлении всех мероприятий вновь.

Когда необходима процедура

Основные условия для проведения данной процедуры:

  • Если необходимо проложить коммуникации и инженерные сети на площади смежной земли.
  • Если по требованию закона необходимо привести в соответствие минимальное расстояние от постройки до границы земельного участка.
  • Принятие решения суда относительно изменения границ на смежном участке.
  • Если несколько владельцев одного земельного надела решили его между собой разделить.
  • Если необходимо выровнять границу смежных территорий.
  • При возведении жилого дома между смежными землями, если они перешли в собственность одного владельца.
  • В случае соединения нескольких участков в единый для общего пользования.
Читайте также:  Государственная помощь молодым семьям: какие программы существуют?

Распределение одного участка земли также может происходить при принятии наследуемого имущества несколькими наследниками, которые изъявили желание выделить свою долю.

Мнение эксперта

Станислав Евсеев

Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

При заключении соглашения, как и любого другого договора, сторонам необходимо предварительно изучить правила оформления. В противном случае документ может быть признан недействительным или оспорен в суде.

Предметом соглашения о перераспределении долей в общей долевой собственности может быть, как земельный участок, так и жилой дом. Стороны могут оформить общий документ о двух объектах собственности или индивидуальный бланк для каждого предмета сделки.

Основные правила:

  1. Добровольность. Каждый из сособственников должен быть уведомлен о предстоящей процедуре и не иметь возражений. Речь идет исключительно о совладельцах, которые собираются заключить соглашение.
  2. Уведомление совладельцев. Если сособственников несколько, то требуется поставить их в известность.
  3. Письменная форма. Земельный участок и частный дом относятся к объектам, сделки с которыми оформляются исключительно в письменной форме и подлежат государственной регистрации.
  4. Нотариальное удостоверение. Сделка с долями недвижимости, включающая перераспределение долей, должна быть заверена у нотариуса.
  5. Отсутствие обременения. Закон запрещает совершение любых сделок с долями, которые находятся в обременении или под арестом. Поэтому перед совершением сделки целесообразно получить данные из ЕГРН об отсутствии обременений.

Важно! Если сделка проводится в отношении надела, входящего в состав СНТ, то не требуется нотариальное удостоверение. Сначала необходимо провести общее собрание собственников, оформить протокол собрания. Результат удостоверяется подписью председателя СНТ.

Соглашение может быть следующих видов:

  • возмездное (предусмотрена доплата за увеличение доли);
  • безвозмездное (доля увеличивается в порядке дарения).

Сведения о характере соглашения должны указываться в тексте документа. В противном случае соглашение считается недействительным.

Пример. Раиса и Федор развелись. Несовершеннолетний сын остался проживать с матерью. У семьи в собственности был частный дом. Объект находился в долевом владении. 1/2 доля принадлежала Федору, по ¼ доле – Раисе и сыну. Федор не имел возможности выплачивать алименты. Поэтому заключил соглашение о перераспределении размеров долей, в котором он передал ¼ долю дома сыну.

Требования к соглашению

Перед оформлением соглашения, сторонам необходимо удостовериться в дееспособности друг друга. Кроме того, важно помнить, что запрещено уменьшать долю, принадлежащую недееспособному или несовершеннолетнему собственнику. Даже, если их интересы представляют законные представители.

Закон не устанавливает точный бланк для соглашения. Однако на него распространяются общие требования к договорам.

Документ должен включать следующие пункты:

  • наименование;
  • место оформления;
  • дату заключения;
  • данные сторон, включая пол, реквизиты паспорта и адрес;
  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, общую площадь, данные всех собственников);
  • реквизиты правоустанавливающих документов;
  • реквизиты выписки из ЕГРН;
  • причины изменения величины долей;
  • возмездность/безвозмездность перехода прав;
  • новые варианты долей;
  • отметка об отсутствии обременения прав одного из долевых собственников;
  • права и обязанности сторон;
  • количество экземпляров;
  • подписи совладельцев.

Важно! Отсутствие в соглашении данных о возможности оспорить контракт в судебном поряке не является запретом на обращение в суд. Любая из сторон имеет право защищать свои имущественные интересы, в случае нарушения прав, вне зависимости от условий контракта.

Государственная регистрация прав на образованные земельные участки

Земельные участки образуются путем преобразования существующих участков или посредством формирования участков из государственных или муниципальных земель.

Под преобразованием участков понимается их раздел, объединение, перераспределение, выдел. Создать участки этими способами можно из земель, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности.

Под формированием земельных участков понимается, по сути, их кадастровый учет. Именно внесение сведений об участке в кадастр свидетельствует о наличии определенного земельного участка с персональными характеристиками.

Во втором случае образование осуществляется не из конкретного участка, поэтому образование участка осуществляется впервые.

Исходя из способа образования участка, будет зависеть порядок государственной регистрации прав на него. Тем не менее, в обоих случаях регистрируются права в одном и том же органе – Росреестре и по одному принципу. Различается по большому счету только список документов, необходимых для регистрации.

Перед регистрацией права на участок надо учесть, что земля предварительно обязательно должна состоять на кадастровом учете. Если информации об исходном участке или участках, из которых образуются земли, нет в государственном кадастре недвижимости, то и права на новые участки зарегистрировать не получится.

Кадастровый учет — внесение Росреестром сведений о здании, помещении или земельном участке и их уникальных характеристиках (площади, месте нахождения, этажности и т.п.) в ГКН и присвоение строению уникального номера.

Каждому объекту в процессе кадастрового учета присваивается свой собственный, не изменяемый и не повторяющийся более нигде в России кадастровый номер, позволяющий однозначно выделить его из другого недвижимого имущества. Информация об учтенных объектах вносится в ГКН.

Участок или участки будут поставлены на учет в течение 10 дней после получения документов Росреестром. Заявление об учете могут подать собственники, владельцы имущества, их представители и другие лица. Кадастровый учет осуществляется Росреестром бесплатно.

Читайте также:  Налоговый вычет на лечение

Перечень бумаг для постановки образованных участков на кадастровый учет:

  • Заявление по форме.
  • Документ, подтверждающий личность или правоспособность заявителя. Для гражданина это паспорт, военный билет, загранпаспорт и т.п. Для организации это копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, документ, удостоверяющий полномочия руководителя.
  • Заверенная нотариально доверенность представителя заявителя, если документы подает он.
  • Межевой план, заказанный у кадастрового инженера.
  • Копия документа, удостоверяющего согласование границ нового участка.
  • Копия бумаги, обосновывающей право заявителя на землю либо наличие обременения прав на нее в пользу заявителя.
  • Копия бумаги, удостоверяющей принадлежность исходных участков к установленной категории земель.
  • Копия документа, удостоверяющего санкционированное использование участков.

Форма заявки утверждена приказом Минюста № 34 от 2008 года. Скачать заявление об объединении участков можно здесь.

Этот список не является исчерпывающим, уточнять его, в зависимости от ваших целей и характеристик участков, рекомендуем у наших специалистов.

Новый участок или участки будут поставлены на учет в течение 20 рабочих дней с момента вручения пакета документов сотруднику Росреестра. Старые (исходные) участки при этом с учета будут сняты.

После этого Росреестр зарегистрирует права на образованный новый участок или участки, поставленные на учет. Одновременно с этим он зарегистрирует прекращение прав на исходный участок или участки. Таким образом, право собственности или владения перейдет со старого участка к новым, образованным.

Для регистрации прав на образованные участки надо оплатить государственную пошлину. Для граждан она составляет 2000 рублей, а для организаций — 22 000 рублей. Права будут зарегистрированы по истечению десяти рабочих дней с момента подачи заявки в Росреестр.

Документы для регистрации права на образованные участки:

  • Документ, подтверждающий личность или правоспособность заявителя. Для гражданина это паспорт, удостоверение военнослужащего, военный билет, заграничный паспорт и т.п. Для организации это копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, документ, подтверждающий полномочия руководителя — например, протокол или приказ о назначении на должность руководителя.
  • Заверенная нотариусом доверенность представителя, если бумаги подает он.
  • Заявка о прекращении права собственности на исходные участки.
  • Заявка о регистрации права на созданный участок или участки.
  • Решение об образовании участков, принадлежащих государству или муниципалитету, либо Соглашение об образовании участков, либо другой документ, на основании которого объединяются участки.
  • Документы о праве на исходные земельные участки или участок. Они не нужны в случае, если право на земли уже было зарегистрировано.
  • Письменное согласие на образование участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена законом.
  • Бумага, подтверждающая согласие КГИОП, если оно требуется по закону.
  • Копия брачного свидетельства, если образуемые участки находятся в общей собственности мужа и жены.
  • Согласие залогодержателя на образование заложенных участков или дополнительное соглашение к договору об ипотеке земли.
  • Документ об оплате госпошлины.

Форма заявления для регистрации прав граждан на участок утверждена Приложением № 1 к приказу Минэкономразвития № 722 от 2013 года. Гражданам скачать заявление можно здесь.

Пример перераспределения земельного участка с муниципальной землей

Гражданка Мария, проживающая в Тюменской области, заказала в межевой компании геодезическую съемку и план своего участка земли, не указав при этом, что в дальнейшем территория будет перераспределяться вместе с участком земли, который находится в муниципальной собственности. После оплаты услуг и получения дела Мария подала заявление в Росреестр для последующей государственной регистрации участка.

Однако через некоторое время она получила отказ в осуществлении регистрации. Причем отказ был мотивирован тем, что имеет место несоответствие нового участка нормам земельного законодательства и отсутствует предварительное согласование о выделении земли из муниципальной собственности в качестве прирезка.

Проблема заключается в том, что после распределения участок, принадлежащий Марии, увеличивался в площади довольно существенно, а для этого ей необходимо было составить соответствующее соглашение с органом местного самоуправления.

После получения данного решения гражданка снова обратилась в межевую компанию с требованием возврата денежных средств или же осуществления повторной геодезической съемки земли, но в этот раз уже после оформления прирезки.

Исполнителями была осуществлена новая съемка, при которой были учтены данные требования. По истечении двух месяцев заявительницей были получены новые документы на ее участок.

Нормативы и согласования

Перераспределение земель между физическими и юридическими лицами регулируется нормативными актами Гражданского и Земельного Кодекса РФ.

Каждый из них отвечает за определённую ступень процесса, а именно:

  • ЗК РФ регулирует все вопросы, возникшие в процессе перераспределения территории (выдел, раздел, порядок образования участков и пр.);
  • ГК РФ регулирует споры, касательно прав на наделы (распоряжение и использование участков) и строений, находящихся на них;
  • ГК разрешает возникшие споры относительно заключения договоров, а также отчуждения и присвоения прилегающих участков.

Кроме того, на процесс перераспределения территории и регулирования некоторых возникших вопросов могут влиять муниципальные органы и местная администрация.

Соглашение о перераспределении земельных участков между двумя собственниками заключается лишь в том случае, если процедура касается территорий, находящихся в частном владении. Данный документ подтверждает согласие сторон на проведение манипуляций, связанных с изменениями площади их наделов и корректировки месторасположения земельных границ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *